Архитектурный заповедник «Старинный Пловдив»

 

Архитектурный заповедник "Старинный Пловдив" - отлично сохранившийся комплекс, где на небольшой территории можно совершить прогулку по разным эпохам, увидеть античные здания, адаптированные к современной жизни, и почувствовать атмосферу города периода болгарского Возрождения.

Старый город, как известен этот комплекс, расположен на естественном возвышении – т.наз. треххолмии (близко расположенные холмы Джамбаз, Небет и Таксим). В течение веков здесь жили многие народы. Каждый оставил после себя как следы своей культуры, так и свое название города. Пловдив - один из древнейших городов Европы – его основание датируется 4000 лет до н.э. Во времена Античности фракийцы поселились на холме и создали там укрепленное поселение, которое во II веке до н.э. завоевал Филипп ІІ Македонский. Он дал городу одно из его многочисленных названий – Филиппополис, и окружил его толстыми крепостными стенами. Позднее фракийцы вернули себе город, но после серии сражений, в I веке он оказался во власти римлян. С фракийских времен сохранилась крепость на самой вершине холма Небет.

Во время Римской империи Пловдив (тогда Тримонциум) был важным областным центром. Город процветал, кипело масштабное строительство как зданий и сооружений, так и дорог. С тех времен осталось множество хорошо сохранившихся частей процветающего города – вымощенные улицы, крепостные стены, здания, система водоснабжения и канализации. Тримонциум настолько разросся, что вышел за пределы крепостных стен, и потребовалось строительство новых. Многие части города располагались не на холме, а у его подножия. Среди наиболее интересных объектов римского времени – Античный театр, Римский стадион, Античный форум и жилой дом „Ирини”.

Затем последовал византийский период в истории города - в конце IV века. Немного позднее там поселились и славяне – они назвали город Пылдин.

При основании  Первого болгарского царства (VII в.) Пылдин остался за его пределами. Хан Крум (годы правления 803-814) первым завладел городом в 812 г., а его официальное включение в пределы государства состоялось позднее – во время хана Маламира (годы правления 831-836). Византийцам удалось вернуть город, но с переменным успехом. В течение веков власть переходила из рук в руки, при этом на короткий период он даже вошел во владения рыцарей  Четвертого крестового похода. Окончательно он перешел к болгарам в 1344 г.

От периода Средневековья сохранились восточные ворота крепостной стены – известные как «Хисар-Капия». 
Османские войска, которые захватили Пловдив в 1364 г., дали городу новое направление развития. Место византийской архитектуры занял новый вид строительства – с типично ориентальными чертами. Новое название, которое получил город, было Филибе. С того периода сохранились Джумая-мечеть (она находится в самом центре города, рядом с Античным стадионом), Чифте-баня (построенная в 1582 г., сегодня там находится центр современного искусства) и Башня с часами XVI века на вершине холма Сахат.

В эпоху болгарского Возрождения Пловдив был важным экономическим центром. В городе жило много состоятельных и образованных людей, которые путешествовали по всей Европе. Из своих поездок они привозили не только экзотические товары, но и новые культурные течения. Богатые пловдивские торговцы демонстрировали свое благосостояние строительством красивых, богато орнаментированных домов, ставших эмблематическими для Старого города. В отличие от кирпичных домов начала эпохи Возрождения, которые были небольшими по размеру, несимметричными и практичными, строительство более позднего периода разворачивалось с большим воображением и размахом, при этом упор был на пышности и богатстве деталей. Новые дома были симметричны (овальный салон и четыре комнаты по углам) и украшены эркерами и выступающими фасадами верхних этажей. В архитектуре они названы понятием «Пловдивские дома». Кроме красивого архитектурного стиля, богатые дома имели дополнительные пристройки, например, мраморные колодцы, хранилища для ценных товаров, пристройки для слуг и даже турецкие бани с помещением для стирки. Особое внимание уделялось цветовому украшению фасада красивыми орнаментами, а интерьер дополняли стенописи и богатое украшение резьбой мебели, потолка и лестничных перил. Среди наиболее интересных объектов эпохи болгарского Возрождения – дома Мавриди, Недковича, Степана Хиндлияна, Балабанова, Кюмюджиева и др.

В интересных домах в стиле Возрождения размещены и три экспозиции Регионального исторического музея. В Старом городе в разных зданиях располагаются и коллекции Городской художественной галереи. От периода Возрождения сохранились также храмы и общественные здания, которые дополняли духовную и культурную жизнь передового пловдивского общества. Большая часть домов в стиле болгарского Возрождения отлично сохранена и отреставрирована и входит в архитектурный заповедник «Старинный Пловдив».

Этот заповедник хранит ценную часть истории города. Но он не может быть местом, которое остается неизменным. Как с древних времен одна культура наслаивается на другую, чтобы превратиться во что-то большее, так и сегодня Старый город – не просто холм с руинами и домами. Это и часть современного Пловдива, адаптированная к нуждам и идеям новых поколений. Здесь находится Академия музыкального и танцевального искусства (в здании Желтой школы) и Биологический факультет Пловдивского университета. Многие дома в Старом городе и по сей день являются жилыми, другие стали музеями и галереями. В Античном театре проходят представления и концерты. Старый город – любимое место для прогулок, а многочисленные кафе и хорошие рестораны, некоторые из которых имеют долгую историю, делают посещение еще более приятным – особенно в теплые летние вечера.

 

Античный театр в Пловдиве

 

Античный театр в Пловдиве расположен в Старом городе, в седловине между двумя холмами Джамбаз и Таксим-Тепе. Построенный в начале ІІ в. во время правления императора Траяна (98–117), он является одним из лучше всего сохранившихся античных театров мира.

Театр был обнаружен в ходе археологических раскопок, проведенных в 1968-79 гг. Археологическим музеем Пловдива.

Его зрительная часть (театрон) расположена амфитеатром и разделена на два полукруга с 14 рядами сидений в каждом, сделанными из мрамора. Сиденья разделены на секторы спускающимися к сцене лестницами. Обе половины спускающихся сверху зрительских мест пересекаются по горизонтали посередине широким проходом, идущим по полукругу параллельно оркестру (диазома).

Со стороны сцены поднимается двухэтажная постройка, называемая скене (раздевалка для актеров) с боковыми крыльями. Найдены надписи и изящные статуи, которые сейчас включены в архитектуру здания. Собиралось в античном театре от до 7 тыс. зрителей. Большая часть постройки была разрушена в ІV веке вследствие пожара или землетрясения, после чего осталось лишь 20 из всех 28 рядов театрона амфитеатра. Ввиду того, что скене было разрушено до основ, оно реставрировалось после тщательных археологических исследований.

В наши дни античный театр приспособлен к современной культурной жизни Пловдива и вмещает почти 5 тысяч человек. Это самый эмблематический памятник постоянной культурно-исторической преемственности, всегда имевшей место в этом городе.

У входа в театр продаются информационные материалы и сувениры.

 

Античный стадион в Пловдиве

 

Античный стадион в Пловдиве находится на площади Джумая, которая разделяет пешеходный центр на две части – ул. Князя Александра І и ул. Райко Даскалова. Стадион расположен ниже уровня улицы, а его вход находится под главной улицей Князя Александра І.
Стадион построен по модели Дельфийского стадиона – в мире сохранилось всего 12 такого типа. Длина стадиона почти 200 м, экспонирован его северный край и сектор крепостной стены ІІ – ІV веков.

В прошлом здесь проходили спортивные соревнования, а также гладиаторские бои и бои с животными – известные Пифийские, Александрийские и Кендрисийские игры. Найдены остатки гидравлических часов у центрального входа стадиона. Памятная плита повествует о том, что здесь пробыл ночь олимпийский огонь на пути из Афин в Москву к 1980 году.

В древности стадион вмещал около 30 тыс. зрителей.
В данный момент проводится реконструкция Римского стадиона по проекту «Античный стадион Филиппополя – сохранение, реабилитация и городское обновление». Этот проект реализует Областная администрация Пловдива при поддержке Финансового механизма Европейского экономического пространства. 
Район рядом с Римским стадионом исключительно привлекателен для гостей города. На небольшой площади местные художники и люди искусства предлагают свои произведения – скульптуры, картины, украшения, сувениры и др.

 

Античный форум в Пловдиве

 

Античный форум с Одеоном в Пловдиве находятся на ул. Генерала Гурко, с северной стороны Центрального почтамта и центрального офиса Туристического информационного центра. 
Форумный комплекс, части которого в наши дни видны с обеих сторон Центрального почтамта, крупнейший на территории Болгарии. Построен он был в 1 в.н.э. Тогда город под названием Филиппополь стали строить согласно новому плану градостроительства с включенным центром (форумом) по римскому образцу. Он охватывал 11 га и с трех сторон располагались магазины одинаковых размеров, а с севера были общественные здания. В северной части форума находится Одеон.

Античный Одеон имел 300-350 мест и в нем располагался городской совет Филиппополя. Позже он был превращен в театр. 
Сейчас Одеон используется для камерных театральных, музыкальных и литературных представлений типа Античный фестиваль, концерты ансамбля „Фракия”, хоровой ансамбль „Эвмолпея”, арт-группа „Славена”, фестиваль книги „Пловдив читает”, фестиваль моды Национальной палаты моды. 

 

Крепостная стена Хисар-Капия в Пловдиве

 

Хисар капия – это ворота через старинные крепостные стены города Филипопол ( так назывался Пловдив в древности), они являются одним из сегодняшних достопримечательностей Пловдива. 

Хисар Капия расположена на крутой улице «Цанко Лавренов» в Старом городе в 150 метрах от археологического комплекса «Восточные ворота в Филипопол» (так назывался Пловдив в древности). Она приветствует гостей на Трех холмах, шепча древние сказания для тех, кто сможет их почувствовать.

Первые ворота на этом месте существовали еще в III в.н.э. После нашествия готов в II в.н.э. стены были отреставрированы и первоначальные ворота включены в них. Считается, что с двух сторон ворот были казармы, формировавшие защитный гарнизон. Открыта улица, идущая до ворот, чье расположение не отвечает генеральному плану города. Она была длиной 13,2 м, имела колоны и была богато украшена элементами в коринтском стиле. С двух сторон были сделаны широкие тротуары по 2,6 м.

В VI в.- во время императора Юстиниана (527-565) – крепостные стены и оборонительные башни были хорошо укреплены, возведена новая фортификационная система, защищающая от вражеского нашествия. Часть от нее и есть Хисар Капия.

Во времена Османской империи в руины старых крепостных стен были встроены дома эпохи Возрождения Болгарии. В  нижних этажах окрестных домов сквозь века еще сохранились камни от старой крепости.

Сегодняшний ее вид оформился вследствие реконструкции в XII-XIV вв. По всему своду идут камни с кусочками красного кирпича, скрепленные белым цементом, что типично для архитектуры Второго болгарского царства. В период Возрождения и в начале XX в. ворота претерпели новые переустройства, с целью их сохранения. Впоследствии  Хисар Капия  вошла в целый комплекс средневековых и возрожденческих домов.

Сегодня от внешней стороны входа была сформирована живописная площадь, она окружена  церковными зданиями, стенами Этнографического музея и главным входом дома Димитър-Георгадиевата. На север руины крепостной стены извиваются по местности Небесные холмы. На юг она входит в фундамент церкви Св.св.Константин и Елена. Еще дальше на юг она –основа фундамента дома Божигробский женский монастырь. Под ним лежат руины круглой оборонительной башни.

 

Джумая –мечеть в Пловдиве

 

Мечеть Джумая – главный храм мусульманской религии в г.Пловдив. Турки называют ее Hüdavendigâr Camii или Cuma Camii. Мечеть была построена в центре города почти сразу после его завоевания войсками Османской империи (1363-1364 гг.) на месте пловдивского кафедрального собора Святой Петки Тырновской. В царствование султана Мурада ІІ (1421 – 1451) старая постройка была разрушена, а на ее месте воздвигли нынешнее здание Улу Джумая – Главной Пятничной мечети. 
Джумая – одно из старейших культовых зданий османских времен на Балканах, является также одним из наиболее крупных: в этой внушительной постройке четырехугольной формы расположен зал размером 33 на 27 метров. В конструкции здания отражено влияние византийской и древнеболгарской техники зодчества: через каждые два ряда кирпичей идет ряд тесаного камня. 
В отличие от однокупольных мечетей позднейшей постройки, Джумая принадлежит к числу многокупольных. Всего куполов, покрытых свинцовыми пластинами, насчитывается девять. В северо-восточном углу главного фасада высится минарет: на белом фоне известково-песчаной штукатурки выделяется косой орнаментальный узор – сеть квадратов из красного кирпича. 
Интерьер мечети украшает стенная роспись, состоящая из стилизованно-растительных композиций - ветвей, цветов и гирлянд, обрамляющих медальоны с цитатами из Корана. 
Настенная живопись выполнена, по всей вероятности, в конце XVIII - начале XIX века. Внешняя и внутренняя архитектура мечети Джумая в Пловдиве заставляют проводить аналогии с рядом старейших памятников культа османского периода, строившихся в Бурсе, Одрине и Софии на протяжении XIV-XV вв.

 

Бунарджик – памятник «Алеша» в Пловдиве

 

Идея соорудить на холме Бунарджик монумент в честь советских воинов-освободителей родилась у жителей Пловдива ещё в 1948 году.  Инициатива целиком исходила «снизу», от народа, без всякой рекомендации «сверху».

 9 мая1948 года был создан Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого вошли общественные деятели, архитекторы, художники, писатели и преподаватели. Возглавил его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. В тот же день была сделана символическая кладка основания памятника. Через год был объявлен общеболгарский конкурс проектов памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов. Комиссия остановилась на двух вариантах: «Красный богатырь» и «Победа», авторам которых был дан год на доработку. В 1950 году комиссия остановила свой выбор на проекте «Красный богатырь», созданном коллективом под руководством Васила Радославова. При возведении макета на месте будущего памятника, выявились определённые недостатки. По замыслу авторов монумент должен был состоять из трёх элементов, однако на фоне неба они сливались и, композиция теряла свою красоту. Поэтому было решено оставить только воина. В июне 1950 года данный вариант был утверждён. Прообразом памятника считается рядовой сводной роты 3-го Украинского фронтаАлексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10 отдельного лыжного батальона 922 стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи Витановым, участником болгарского Сопротивления. Методи Витанов передал фотографию Алексея скульптору Василу Родославову и тот создавал памятник, основываясь на этом изображении[1]. Памятник представляет собой 11,5-метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток. В его руке — ППШ, направленный к земле.

Скульпторы: Васил Радославов, Любомир Далчев, Тодор Босилков и Александр Ковачев;архитекторы Н. Марангозов и др. Памятник установлен в 1954 году, открыт 5 ноября 1957 года.

Скульптура водружена на 6-метровый постамент, облицованный сиенитом игранитом. Постамент украшен барельефами «Советская армия бьёт врага» (автор Георгий Коцев) и «Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков).

К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки, ведёт широкая лестница из ста ступеней (авторы архитектурно-планировочного решения — Борис Марков, Николай Марангозов, Пётр Цветков). Памятник можно увидеть практически из любой точки города.

В 1966 году поэтом Константином Ваншенкиным и композитором Эдуардом Колмановским была написана песня, посвящённая пловдивскому памятнику, которая так и называлась — «Алёша». До 1989 года эта песня являлась официальным гимном города Пловдив.

 

Пещера «Снежанка» около Пештера

 

Снежанка – одна из красивейших пещер Болгарии, которую называют еще „Жемчужиной Родоп”. Она включена в Список 100 национальных туристических объектов, будучи объявленной достопримечательностью природы на основе приказа No.512 от 14.03.1961 г. При протяженности всего 145 метров здесь можно увидеть все формы пещерных образований. Находится она в 5 км от г. Пештера в направлении г. Батак.

Пещера образована Новомахленской рекой. Найденные здесь артефакты,  свидетельствуют, что древние фракийцы были ее обитателями еще за 600 лет до н.э. Позже она была заброшена, но  вновь открылась для туристов в 1961 г. Это сравнительно небольшая пещера, но исключительно богатая на естественные образования – сталактиты, сталагмиты, синтровые озера (гуры) и натечные формы. Именно подобные отложения снежно-белого цвета, сформировавшиеся миллионы лет назад и дали название пещере.

 Это застывшие в причудливых формах „Дельфиненок”, „Каракачанка” (представительница местного этноса), „Статуя свободы”, „Гномы”, „Попугай”, а также одноименная „Снежанка” (что значит Снегурочка) – сталагмит в виде девушки, ожидающей своего принца. В пещере есть несколько красивых залов – „Зал вымени”, „Большой зал”, „Музыкальный салон”, которые связаны с „Обвалом”, над которым проходит мост. В последнем, доступном для посетителей „Волшебном зале” расположена фигура, которую сравнивают со сказочной героиней Снегурочкой, давшей название пещере.

Биологическое разнообразие на территории пещеры включает интересных представителей троглобионтитов – отлично приспособившихся к подземной жизни организмов. В пещере живут 4 вида летучих мышей - Большой подковонос, Малый подковонос , Трехцветная ночница  и Большая ночница . Часть их можно увидеть в освещенных частях, доступных для туристов. Беспокоить их нежелательно.

Пещера благоустроена и открыта для посетителей ежедневно. У входа есть чайная и киоск для сувениров. Группы из посетителей организуются каждый час. Снимать запрещено. В пещере установлено круглосуточное видеонаблюдение. 

Контакты: WhatsApp:

E- Mail: inturbg@abv.bg

Viber:

+359877798227

Экскурсии и туры по

           Б о л га р и и

Экскурсии и туры по

           Р у м ы н и и

Экскурсии и туры по

             Т у р ц и и

Т р а н с ф е р ы