Мечеть Селемие (Турция, Эдирне)
Построенная в 1568—1574 годах знаменитым архитектором Мимар Синаном мечеть Селимие, является главной достопримечательностью города Эдирне. Великий архитектор Синан построил и знаменитую мечеть Сулеймание в Стамбуле, но, несмотря на гармонию интерьера, и внешнего вида мечети Сулейманийе, Синан назвал её работой подмастерья. Работой мастера и вершиной своего творчества назвал именно построенную им мечеть Селимие в Эдирне. Шедевр Синана — мечеть Селимие, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2011 году.
Мечеть Селимие была возведена по заказу султана Селима II, сына Сулеймана Великолепного и Роксоланы. Сама мечеть располагается на небольшом возвышении в центре города и одинаково хорошо видна со всех сторон. Вместимость мечети около 6000 человек, а общая площадь составляет 28.500 кв.м.
Вход в мечеть выполняется со внутреннего прямоугольного двора, окруженного галереями, крытыми куполами. Галерею внутреннего двора венчают 18 куполов, а площадь двора составляет 1560 кв.м. В центре двора расположен мраморный фонтан для омовений. Площадь молельного зала мечети составляет 1.620 кв. м, а над залом на 8 массивных пилонах, расположенных по кругу покоится центральный купол. Мечеть Селимие покрыта огромным куполом (31,25 м в диаметре), вершина которого отстоит на 43,25 м от пола. Купол мечети превосходит по ширине, но уступает по высоте куполу Святой Софии в Стамбуле. В результате пространство внутри мечети кажется огромным и рождает чувство бесконечности. В самом центре молельного зала расположена султанская ложа (хюнкар махфили), под которой находится маленький фонтан. В отделке интерьера здания искусно совместились витражи, прекрасные изникские изразцы, резные деревянные панели и каллиграфия.
Четыре минарета 81 м. высотой установлены по углам центрального здания мечети. Каждый из 4-х минаретов имеет по 3 балкона (шерефе). Интересно то, что внутри двух из минаретов к каждому балкону ведут отдельные три лестницы, изолированные друг от друга.
Во внешнем дворе мечети Селимие расположены начальная школа, медресе (учебное заведение, выполняющее роль средней школы), дарулькурра (здание для чтения Корана) , араста (крытый базар) и благотворительное учреждение. В настоящее время медресе служит музеем, а начальная школа служит детской библиотекой.




Мечеть Эски Джами (Турция, Эдирне)
Самой старой постройкой в Эдирне и одновременно одной из его основных достопримечательностей можно назвать мечеть Эски Джами или как её ещё называют Старая мечеть. Располагается она немного ниже мечети Селимие и представляет собой с первого взгляда очень странное здание (сначала напоминающее что-то сельскохозяйственное). Этот памятник архитектуры заслуживает того, чтобы полюбоваться его впечатляющим входом, выполненным из мрамора и прекрасными фонтанами.
Сооружение этой мечети, находящейся на площади Хуриет, началось в 1403 году, по заказу эмира Сулеймана Челеби и было завершено в 1414 году в период правления его сына - султана Мехмеда Челеби (Челеби - переводится как "претендент").
Построена Эски Джами была в традиционном для раннеосманского зодчества стиле под руководством архитектора Хаджи Алладина из Коньи из тесаного известняка, местами дополняемого чередованием слоев камня и кирпича, характерных для античной архитектуры.
По своему облику мечеть напоминает архитектуру города Бурсы – первой столицы османской империи. Увенчано здание девятью полукруглыми куполами. Как ни странно, только один из куполов имеет световое окно. Напротив мечети расположен 14-ти купольный крытый рынок (бедестен), построенный из обработанного красного и белого камня в 1417-1418 годах тем же архитектором.
Мечеть имеет два примыкающих к ней минарета. Она представляет собой квадратное здание с четырьмя колоннами и была возведена по образцу и подобию византийской церкви.
.
Главный вход в Эски Джами Интерьер мечети - нетривиальное сочетание красно-белых сводов, растительных виньеток и арабских инскрипций, нанесенных как бы поверх всего кисточкой с тушью. На торцевой стене мечети нанесен "османский лебедь" - символ веры, рядом с которым имеется надпись: «Нет Бога кроме Аллаха, а Магомет - пророк его!».
Большие каллиграфические надписи по стенам мечети называются "тугрой" - это персональная подпись султана, включающая его имя, имя отца и титулы. Первый османский султан Орхан был малограмотным и подписывался просто отпечатком руки. Впоследствии стало традицией подписываться особой записью на арабском или персидском языке, слегка напоминающей отпечаток руки.
За мечетью расположено два надгробных постамента: один небольшой - около могилы жены османского султана Баязида II (1481-1512 года), которого свергнул с престола младший сын Селим I Грозный (1512-1520 гг.), прославившийся своей жестокостью в Османской империи. Другой монумент, почитаемый народом как святыня и до нынешнего дня, посвящен Мехмед-Бею, легендарному османскому военноначальнику XV века.




Мечеть Юч Шерефели(Турция, Эдирне)
Не менее примечательна мечеть Юч Шерефели, 'Мечеть с Тремя Балконами'. Мечеть получила свое название после постройки минарета с тремя балконами, чего раньше не делали. Постройка была завершена в середине XV в.
В 1448 г. в Эдирне было закончено строительство мечети Юч-Шерефели. В отличие от подобных строений, она распланирована архитектором Кемаль-эд-дином в старой манере. Но то, что не удалось или на что не обратили внимания авторы мечетей, умело разработал Кемаль-эд-дин.
К Юч-Шерефели пристроены четыре минарета, причем стройных, тонких и совершенно непохожих на строившиеся прежде. Все они орнаментированы по-разному. Первый покрыт узором из вытянутых ромбов и заканчивается тремя балконами для муэдзина – шюрфе или шерефе, отчего мечеть и получила свое название, в переводе означающее – «с тремя балконами». Поверхность второго минарета разделана крупными квадратными клетками, третий минарет – витой, а четвертый – каннелированный.
Если к этим на первый взгляд незначительным новшествам добавить умело подчеркнутую Кемаль-эд-дином купольную часть, большую чем обычно пропорциональность форм, то станет ясно, что и Юч-Шерефели была еще одним шагом на пути выработки собственных решений в османском зодчестве.


